Казалось бы, "Красный дракон" - триллер, подобных которому сотни сотен.
Есть маньяк (даже два) и есть противоборствующая ему команда во главе с полицейским, несколько более одаренным, чем его коллеги. И что здесь нового?
Для меня открытием стала именно та часть книги, которая повествует об убийце.
Мистер Доллархайд - не шаблонный злодей, самоцелью коего является убийство ради убийства. Его мотивы и личность гораздо глубже, хотя карты автор раскрывает далеко не сразу, и, признаться честно, образ маньяка был для меня и пугающим, и омерзительным одновременно.
К середине романа Харрис разделяет действие на несколько частей, две из которых посвящены детству и нынешней жизни Фрэнсиса. Разумеется, жажда убийства возникла у этого человека небезосновательно: этому способствовали такие факторы, как жизнь без родителей, всеобщее пренебрежение его персоной по причине врожденных дефектов внешности, умалишенная бабушка, на попечении которой он находился. Уже будучи взрослым, Доллархайд лишается почти всех своих физических недостатков, однако продолжает определять себя как урода и ведет себя соответствующе. Крайне любопытный момент подымается писателем: то, как человек сам воспринимает себя в аспекте внешности накладывает отпечаток на его поведение и, что самое главное, может крайне не соответствовать действительности. О важности правильного воспитания даже и упоминать не буду, п.ч., как известно, корень всех маниакальных поведений лежит в детстве.
Переломный момент в жизни Фрэнсиса наступает с появлением в ней женщины. Эта любовная линия - жуткая, трепетная и будоражащая - пожалуй, еще долго не оставит мою память. Именно первое глубокое чувство, не связанное с жаждой умертвления, подталкивает его к изнурительной внутренней борьбе между двумя засевшими в сознании личностями, одна из которых - беззащитный и затюканный ребенок, а вторая - воплощение всего самого темного и жуткого, что может быть в человеке.

И запомни, пожалуйста: к тебе тянулся не какой-то жалкий псих, а мужчина, исковерканный своим безумием. Так что с тобой, девочка, все в полном порядке. Если ты будешь думать, что в тебе есть изъян, то ты просто идиотка, вот что я тебе скажу.

Таким образом, книга, в начале вызывавшая столько разновидностей отвращения, к концу заставила диаметрально переменить мнение. Во мне победила жалость.
А милосердие, как напоминает автор, и является тем, что отличает нас от зверей и от всех темных и зловещих желаний.